СИМПЛ ИНВЕСТ

Почему сложно сравнивать компании друг с другом 

На первый взгляд может показаться, что отбирать акции по эффективности бизнеса не так трудно: достаточно просто посмотреть, какая компания больше зарабатывает.

Но на деле всё сложнее.

Допустим, есть две компании, которые производят мебель:

  • «Альфа» стоит 10 млн рублей и зарабатывает 1 млн чистой прибыли в год;
  • «Бета» оценивается в 150 млн рублей и приносит 10 млн рублей ежегодно.

Какая компания выгоднее? Кажется, что ответ очевиден, ведь прибыль «Беты» в 10 раз больше.   

Но «Альфа» окупится за 10 лет, а «Бета» — за 15.

Кажется, теперь нам уже очевидно, что инвестировать надо в «Альфу». Но давайте копнём глубже.  

Оказывается, у «Альфы» есть кредит на 2 млн рублей и ежегодно она должна платить по нему 0,5 млн рублей. Теперь картина меняется. Получается, что стоимость компании уже 12 млн рублей (ведь потенциальный покупатель купил бы её вместе с долгом) и она окупится уже за 24 года. Теперь выбор инвестора уже очевиден в пользу «Беты».

Но принимать решение рано. Ведь мы ещё не учли темпы и потенциал роста. Оказывается, за счёт кредита «Альфа» открыла новые точки: вскоре она будет зарабатывать уже по 2 млн рублей ежегодно. Тогда срок окупаемости сократится уже до 6 лет.

А теперь представим, что обе компании решили выпустить акции: по 100 000 шт. каждая. Акции «Альфы» стоят на бирже 50 ₽, а «Беты» — 700 ₽.

Цена каких бумаг более соответствует их рыночной цене? Учитывая прибыль компаний, на одну акцию «Альфы» приходится 10 ₽ прибыли, а на одну акцию «Беты» — 100 ₽. Получается, что при текущих ценах инвестор окупит инвестиции в акции первой компании за 5 лет, а второй — за 7. И вновь бумаги «Альфы» кажутся перспективнее.

Даже на этом предельно упрощённом примере понятно, как непросто сравнивать компании друг с другом и оценивать их реальную стоимость. Сравнивать реальные компании и их акции ещё сложнее.

Перед тем как купить акцию, инвестор должен изучить, как обстоят дела у компании-эмитента: сколько она зарабатывает, есть ли у неё долги, на что компания тратит деньги и пр. Тогда он сможет гораздо точнее оценить перспективы и риски вложений.